НОСТРО Left ornament Right ornament
За облаками

Николай Кириллов, Наталья Паласьос, Михаил Степанников

452012142История бортпитания началась в 1919 году, когда двухмоторные бипланы Фарман «Голиаф», во время войны использовавшиеся в качестве бомбардировщиков, были переделаны в гражданские самолеты. На борту могло уместиться 12 пассажиров. Полет между Парижем и Лондоном (именно таким был один из первых регулярных рейсов) длился три часа. За это время пассажиры успевали проголодаться. Первой едой и питьем, которые начали предлагать в самолетах, стали канапе и шампанское. Качественное питание на железных дорогах уже давно было привычным, но ожидания пассажиров воздушного транспорта не могли оправдаться при всем желании: порции были маленькие и невкусные, а установка минимального кухонного оборудования не представлялась возможной – не те были габариты у самолетов. Зато пассажиров активно упаивали шампанским.

Однако прогресс не стоял на месте. Удлинялись рейсы, в США в 1923 году уже можно было совершить беспосадочный перелет между Лонг-Айлендом и Сан-Диего – то есть практически через всю страну. Требовалось усовершенствовать и бортпитание. Примерно в этот момент появились первые рестораны самообслуживания, где посетитель должен был идти вдоль линии раздачи, набирая блюда на поднос. К питанию на борту самолета принцип подноса с блюдами оказался применим. Хотя пассажир, естественно, получал уже укомплектованный обед, а не набирал его сам.

Следующим событием, сыгравшим на руку бортовому питанию в США, стал Сухой закон. Распитие спиртного в воздушном пространстве Соединенных Штатов не каралось законом, и популярность авиаперелетов начала расти.

Вторая мировая война не внесла больших изменений в характер питания на борту – летные составы кормились безо всяких гастрономических изысков бутербродами. Большее внимание, правда, стало уделяться соответствию бортпитания гигиеническим нормам, чтобы летчики не травились во время боевых вылетов.

Что рейс грядущий нам готовит

Война окончилась, и весь мир пришел в движение. Число людей, совершающих путешествия по воздуху, стало расти бешеными темпами, плодились и авиакомпании, поскольку самолеты, отслужившие свой срок на воздушных фронтах, продавались за бесценок. Питание стало тем маркетинговым инструментом, на который решились поставить авиаперевозчики. Тем более что технологии хранения и приготовления пищи резко шагнули вперед. Например, обслуживая пассажиров первого класса, компания «Пан Американ» предлагала блюда, приготовленные поварами ресторана «Максим», одного из культовых для американцев того времени парижских заведений.

Подобная практика сохранилась до сих пор: Air France (Servair) для разработки меню приглашала Алана Дюкасса (Alain Ducasse), British Airways (в лице их подразделения по производству бортпитания Gate gourmet) для разработки меню на рейсах Лондон-Токио обратилась к японскому ресторану Nobu, Lufthansa  (LSG) – к Полю Бокюзу (Paul Bocuse). А две японские компании, All Nipon Airways и Japan Airlines, клиенты  Servair, пожелали двух разных шефов для создания принципиально разных меню для большего разнообразия. Что же касается других клиентов Servair, разработкой меню для каждой страны – будь то Китай, Индия или африканские страны — занимается отдельный шеф.

Гастрономические изыски в готовом виде замораживаются, а затем, уже на борту, разогреваются вновь. В послевоенный период наличие в самолетах блюд Высокой кухни стало модным и повсеместным. А авиакомпания «Эр Франс» искушала своих пассажиров первого класса корзиной великолепнейших тропических фруктов и превосходным вином. Еда подавалась на подносах, покрытых настоящими скатертями.

В тоже время положение менее обеспеченных пассажиров, летающих эконом классом, было не столь радужным. Здесь все было подчинено стандарту, причем готовили далеко не лучшие повара. Пассажир получал уже укомплектованный поднос с пищей, при этом сам поднос вызывал ассоциации с тюремным, армейским или госпитальным. Дистанция между первым и эконом классами сохранилась до сих пор, однако, необходимо подчеркнуть, в основном это разница заключается сегодня не в качестве продукции, а в сервировке, обслуживании и пространстве для выбора. Разнообразие бортового меню зависит от авиакомпании и цены билета. Диапазон простирается от сандвичей, сухих печений и фисташек до деликатесов, поданных на серебре и в хрустале… В среднем стоимость еды, включенная в цену билета, может составлять от 5,5 до 150 евро.

Предлагаемый в эконом классе комплект включает в себя одно горячее блюдо (как правило, предлагается два на выбор) с салатом (оливки без косточек, копченый лосось и проч.) и промышленный десерт  — печенье или пирожное, часто в сопровождении фруктового салата в пластиковом стаканчике. Однако тенденция рынка заключается в постепенном ухудшении качества питания.

Авиаиндустрия расходует на бортпитание около $4,3 млрд. в год. В расчете на одного авиапассажира это не очень много, но у авиакомпаний, тем не менее, есть возможность сокращать расходы. По данным американских исследователей, в среднем продуктовый набор стоит от 70 центов до полутора долларов США, и, вместе с напитками и весом, который занимают тележки с едой и конвекционные печи (что влияет на вес самолета и расход топлива), компании тратят от $3 до $10 на пассажира.

Стремясь сократить эксплуатационные расходы, многие авиакомпании постепенно отменяют питание на внутренних рейсах. В США питание не предусмотрено на рейсах короче трех с половиной – четырех часов.  Поскольку большинство рейсов пересадочные, то поесть в самолете, скорее всего, не удастся. Вместо полноценного питания крупные авиакомпании предлагают сандвичи и безалкогольные напитки, а в самолетах небольших перевозчиков эти же сандвичи продают, и стоит обед в самолете от $3 до $10, в зависимости от выбранного меню. Похожая ситуация в Европе, где почти все рейсы занимают менее трех часов, и авиакомпании, например испанская Iberia и швейцарский Swiss International Airlines, уже отменили питание на внутреевропейских линиях.

На международных авиалиниях стремление к экономии также ощущается. Лидируют здесь опять же американские авиакомпании: спиртное с 2002 года предлагают за дополнительные $5.

Компании пересматривают меню каждые три-шесть месяцев, и качество еды на борту может сильно меняться. Страдают этим как европейские, так и американские компании, например, Air France. На протяжении 2003 года здесь значительно ухудшилось качество еды, а также в худшую сторону изменился ассортимент вин. Достойный выбор бортпитания и сервис предлагают сегодня некоторые азиатские компании. Стоит отметить малайские Malaysia Airlines, сингапурские Singapore Airlines, тайские Thai Airways и гонконгские Cathay Pacific. К сожалению, в Россию эти авиакомпании не летают. Отличает их богатый выбор напитков, как безалкогольных, так и спиртных. Это единственные авиакомпании, где в эконом классе в меню присутствую коктейли: от Bloody Mary до Margarita и Singapore Sling. Заявленные в меню блюда всегда есть в наличии, их качество поддерживается на стабильном уровне.

Однако все же вопрос о необходимости бортпитания не имеет однозначного ответа. Например, успех дешевых авиакомпаний в Европе и США, где питание не предлагается или продается на борту за наличные, показал, что пассажиры, летающие с туристическими целями, а значит платящие за билет из своего кармана, скорее предпочитают экономить и есть в аэропортах или дома, чем летать на самолетах с полным сервисом. А наличие в первом классе на рейсах Swissair меню, разработанного японским шефом Микуни, не помешало этой компании один раз обанкротиться.

Основная головная боль поваров, занятых в бортпитании — это процесс разогревания блюд во время полета. Вся еда предварительно приготовлена и расфасована по подносам за 6 — 12 часов до взлета самолета. Блюда разогреваются в печке на 2-х метровой бортовой кухне. А идеальная  в этом случае микроволновая печь запрещена из-за возможных помех в управлении самолетом. Из-за пластиковых упаковок в пароконвектоматах все продукты сильно увлажняются и становятся вялыми. Омлеты вновь превращаются в жидкость.

Помимо вкусовых качеств, по мнению экспертов, у еды в самолетах есть и более существенные особенности, например, дисбаланс между жирами и углеводами: жиров и белка в этой еде много, а углеводов очень мало: авиакомпаниям необходимо сделать максимально питательным небольшой по объему и весу набор продуктов. В тоже время пищеварение на высоте десять тысяч метров (что в салоне соответствует высоте около трех тысяч метров) работает немного не так, как на земле.

По объективным же причинам стюардессам не всегда удается следовать указанному времени разогрева блюд.

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с