НОСТРО Left ornament Right ornament
Хурси-ця и Чебурашка

Антон Обрезчиков

Январь в особенности располагает к чаю по двум причинам. Во-первых, истощенные новогодними гастрономическими и алкогольными излишествами организмы сограждан буквально жаждут припасть к источнику чего-либо живительного, бодрящего и тонизирующего. Во-вторых, на улице зима и холодно. И вот уже ноги сами несут в какое-нибудь заветное, давно «обжитое» место, в котором можно гарантированно получить чайник-другой чего-нибудь приличного.

Чайное предложение в ресторане вряд ли сможет передать все многообразие мировых чайных традиций. Вот что, например, делать с чаем «леппет-со» из Мьянмы, с грузинской привычкой кипятить чай вместе с медом и водкой или с калмыцким чаем «хурси-ця», приготовляемым из плиточного зеленого чая, молока, топленого сала, муки, мускатного ореха и лаврового листа?
Трудности могут возникнуть даже при необходимости дополнить какую-нибудь национальную кухню. Турецкую, например. Общеизвестно, что, несмотря на свою распространенность и популярность на исторической родине, турецкий чай невыразителен, невкусен и неинтересен с точки зрения ароматов, поэтому нашему клиенту он будет скучен. Очень может быть, что даже продуктовые трудности всех лет советской власти не смогли вывести из генетического кода многих соотечественников пристрастие к качественному чаю, полученное в наследство от растворившихся в прочем населении купеческих кланов. И с этим приходиться считаться, поскольку то тут, то там то и дело возникают идеи возрождения классического русского «самоварного» чаепития, со всеми полагающимися атрибутами. Прежде всего, с уже упомянутым самоваром, а также лимоном, который на Западе почему-то считают необходимым условием русского чаепития. Ну и, конечно, всевозможные варенья и мед. Есть и еще две русских привычки, которым, по всей вероятности, придется остаться за бортом предприятий общественного питания – это сахар вприкуску и чай из блюдечка. В общем, будущее покажет. До сих пор восстановление «русской чайной церемонии» — это скорее прожекты. Реальность же такова: имеем мы по большому счету совсем немного, а именно некое обезличенное воплощение английского подхода, переродившееся в претенциозный шелковый пакетик с содержимым  среднего «высокого качества». Есть еще преподносимая в качестве экзотики в профильных ресторанах японская чайная церемония (опять же в адаптированном под ресторан варианте).

И все же есть некоторое количество традиционных форматов, которые адаптируются к условиям «предприятий общественного питания» с минимальными погрешностями, оставаясь при этом интересными во всех смыслах. Прежде всего, не стоит отказываться от английской классики. Английской, потому что именно англичане сформировали привычные всем традиции современного европейского чаепития. Почему бы и не воздать им должное, подарив своим посетителям возможность почувствовать себя сразу и Холмсом, и Ватсоном, и Гарри Поттером. Утонченная церемониальность и принципиальная светсткость aftenoon tea (он же five’o’clock) будет близка и понятна тем, кому истерия вокруг восточной экзотики кажется чем-то не стоящим выеденного яйца, чем-то противоречащим менталитету русского человека как европейца. С другой стороны, восточная истерия – факт, против которого не попрешь. Здесь мы сталкиваемся с вопросом правильной расстановки акцентов. Японская чайная церемония, при всей своей завораживающей лаконичности, — штука гораздо менее древняя, чем традиционные китайские представления о чае и его заваривании – так называемое «гун-фу ча», то есть «искусство заваривания чая». Кроме того, вкусовые гаммы китайских чаев гораздо ближе русскому человеку, чем вкусы японских чаев. И вообще, до того как англичане начали разводить чай в Ассаме, весь чаепьющий мир пользовался одним источником – Китаем, одна из заслуг которого перед цивилизацией и заключается в том, что он – родина чая. Существование китайского чая в своих естественных условиях настолько органично, что китайской чайной церемонии никогда не существовало, просто имелись парадный и ежедневный способы заваривания. Последний, кстати, может быть предельно минималистичен – масса простых китайцев пьет чай с ближайшего к ним куста, заваривая его в стеклянной банке. И напоследок, о довольно популярном «псевдочайном» предложении – о напитке мате. Человека, падкого на экзотику, в том числе и латиноамериканскую, крайне волнуют все эти трубочки и калебасы. И до тех пор, пока женщин будут волновать сериалы, а революционно настроенных подростков Фидель, Че Гевара и Чебурашка, мате будет пользоваться стойкой популярностью – прежде всего клубной.

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с