НОСТРО Left ornament Right ornament
Накормим всех
Накормим всех

Накормим всех

Растет предложение помещений в торговых центрах (ТЦ). Ради фуд-кортов изменил привычной практике владения помещениями даже McDonalds. Бум строительства ТЦ расширил перспективы развития рестораторов — например, оборот компании Sbarro, 23 из 29 ресторанов которой расположены на территории торговых центров, по прогнозам аналитиков, увеличится в 2003 году в два раза по сравнению с прошлогодним и составит $25 млн. Ставки для общепита на фуд-кортах как правило ниже, за счет того, что ресторан-брэнд привлекает дополнительных покупателей.

Для некоторых марок бум ТЦ стал стимулом изменения формата. Например, как отмечает Евгений Попов, «Крошка-Картошка» стала открывать помимо тонаров и стационарные заведения — сеть арендует помещения в ТЦ «Глобал Сити»,  «Золотом Вавилоне», «XL», а на Трубной площади и на пересечении Лесной и Новослободской улиц построила отдельностоящие павильоны. Наталья Сазонова из агентства Colliers International, отмечает, что «все больше и больше ресторанов появляется в торговых центрах, причем речь идет не только о предприятиях быстрого питания, размещающихся на фуд-корте, а и о специализированных — так называемых «концептуальных» — ресторанах».

Развитие в рамках ТЦ освобождает ресторатора от забот по поиску и просчету проходимости места, решает вопросы с охраной, парковкой, и т.д. К тому же, как отмечают многие рестораторы, наличие конкурентов рядом стимулирует развитие и привлекает дополнительных клиентов. «В Москве много предложений на фуд-кортах. Ставки высокие, но многие ТЦ сейчас идут на % с объема выручки, что более выгодно для ресторана. Развитие на фуд-кортах для нас очень интересно, поскольку наличие выбора ведет и к большему возбуждению аппетита. Если у тебя не самое удобное место и не самая удачная витрина, ты в проигрыше. Но можно создать яркую марку и люди придут», — говорит Надежда Болотова, гендиректор компании «Сальмон», развивающей сеть «Рыба-Хит».

Многие рестораторы стали создавать под фуд-корты специальные концепции. Однако решение об аренде помещения в том или ином ТЦ нельзя принимать опрометчиво. «Росинтер Ресторанс», например, в прошлом году закрыл ресторан T.G.I. Friday’s в ТЦ «Охотный ряд» — компанию не устроили экономические показатели проекта. Сейчас на месте конкурентов открылся «Макдоналдс». Примечательно, что помещение находится вне фуд-корта. В компании основательно подходят к оценке перспективности того или иного места, проводят сравнительный анализ с действующими ресторанами в том же или в похожих районах. «Мы находимся далеко не во всех торговых центрах. При размещении в ТЦ наш успех всегда зависит от успеха всего предприятия и к размещению нужно подходить осторожно, — говорит Константин Ажаев, директор по развитию «Макдоналдс-Россия». — Мы предпочитаем, чтобы ресторан был доступен с улицы — как в «Дружбе» на Новослободской или в магазине «Мир» на Варшавском шоссе — чтобы «Макдоналдс» могли посещать не только люди, пришедшие за покупками».

О пользе стройки

Некоторые компании предпочитают развиваться в собственных помещениях. Это требует больших инвестиций, но более надежно. Не случайно этой тактики придерживается лидер рынка — «Макдоналдс»: многие объекты компания строила с нуля. Тенденция к стройке прослеживается у всех крупных игроков. «Ростик Групп», например, в этом году начал строительство «Ростикса» для автомобилистов рядом с магазином Metro на Ленинградском шоссе.

Многие рестораторы начали строить, просчитав, что при постоянном росте арендных ставок дешевле вложиться в недвижимость один раз. При наличии финансовых ресурсов этот путь предпочтительнее. «Предложений по продаже торговых помещений сейчас очень мало, многие желают приобрести высоко рентабельную недвижимость в собственность. На фоне низкого предложения и высокого спроса цена за кв.м. в лучших торговых зонах города может доходить даже до $16000 за кв.м. хотя, еще 2-1,5 года назад эти цифры были в 3-4 раза меньше», — отмечает Наталья Сазонова.

Тем не менее, места под застройку по-прежнему существуют даже в пределах Садового кольца. По мнению Дениса Котельникова, заместителя гендиректора компании «Ромашка Менеджмент», всегда выкупающей помещения в собственность, найти помещение в хорошем — проходимом и приоритетном — месте пока не проблематично. «Конкуренции с другими ресторанными группами мы пока не ощущаем, скорее с отдельными ресторанами. Многие из них будут рано или поздно закрываться. Для нас сейчас потенциальный интерес представляют частные рестораны, построенные в период перестройки, и мы готовы выкупать их в собственность. Рано или поздно этот процесс пойдет — тенденция складывается в пользу развития крупных ресторанных групп  и многие одиночные игроки будут вынуждены уходить с рынка».

Дефицитные метры

Несмотря на отсутствие жесткой конкуренции на ресторанном рынке (уровень насыщенности рынка, по данным разных исследований, колеблется в пределах 12-15%), определенный дефицит на квадратные метры для ресторанов есть. По словам Константина Ажаева, конкуренция за места идет не только с рестораторами, но и с другими участниками рынка недвижимости — магазины, офисы страховых и туристических компаний, банки тоже смотрят на месторасположение. К тому же есть много мест, прежде всего земельных участков, которые пустуют, потому что владельцы ищут инвесторов. «Предприятия быстрого обслуживания должны быть там, где люди. Если концептуальный ресторан может привлечь народ в труднодоступное место, то даже для такого сильного брэнда как «Макдоналдс» это трудно. Не думаю, что мы были бы успешны на месте новиковской «Сирены», например, — отмечает Ажаев. — Проходных мест в Москве много, но их число ограничено».

«Определенный дефицит есть на торговые площади любого назначения, на помещения для ресторанов накладываются еще и ограничения, продиктованные спецификой бизнеса, — говорит Наталья Сазонова. — Кроме того, ресторанная кухня — мощный потребитель электроэнергии и к тому же требует организации вытяжки. Если помещение находится в жилом доме, то потребуется организация дополнительной шумоизоляции».

В связи с некоторым дефицитом места, ростом конкуренции и желанием быть ближе к целевой аудитории, на рынке появились примеры встраивания заведений общепита в нетрадиционные пространства. Пионером стал «Сабвэй», открывший заведение в МГТУ им. Баумана. Недавно соглашение о размещении в МГИМО подписала «Ростик Групп». До этого компания выиграла тендер на обеспечение питанием аэропорта Шереметьево. В здании Консерватории открылась «Кофемания».

Однако тенденция поиска не освоенных вариантов помещений вряд ли станет массовой — пока рестораторам хватает места. «В мировой практике известны спецпроекты нашей корпорации — рестораны в учебных заведениях, крупных спортивных комплексах, в воинских частях, госпиталях, — говорит Константин Ажаев, директор по развитию «Макдоналдс» в России. — Однако в Москве и в России рынок еще не насыщен и потребности в освоении новых типов помещений мы пока не ощущаем. У нас больше 50 ресторанов в Москве и мы считаем, что здесь спокойно смогут работать 100 предприятий даже если не учитывать растущую платежеспособность и другие позитивные тенденции развития рынка. Рано начинать какие-либо специальные проекты, когда есть много мест для размещения традиционных предприятий на проходимых улицах».

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с