НОСТРО Left ornament Right ornament
Источники процветания

1534Мечта о собственном ресторанчике посещает многих. Для ее осуществления большинству желающих не хватает самого малого — начальных инвестиций. Для того, чтобы с легкостью получить деньги на запуск общепитовского проекта с нуля, в Москве надо быть, по меньшей мере, Аркадием Новиковым. Непрофильные инвесторы предпочитают брать в долю только профессиональных и известных управляющих.

Иным, жаждущим войти в ресторанный бизнес, могут помочь только собственные деньги или деньги знакомых, зараженных идеей. «Пока рестораторы в основном развиваются на собственные средства или на привлеченные на доверие кредиты партнеров. Как правило, для инвесторов этот бизнес не является профильным и они доверяют управляющему —  развивать этот бизнес, не имея в нем опыта, невозможно», — говорит Константин Овчаренко, эксперт консалтинговой компании BKG.

«Найти инвестора или банк, который будет кредитовать просто «под идею», весьма непросто. Я не говорю, что это невозможно, но это очень сложно. И это рискованный путь, — отмечает Владимир Мехришвили, вице-президент корпорации «Ростик Групп». — Более простой путь для начинающих в ресторанном бизнесе бизнесменов — открытие ресторана под раскрученной торговой маркой, то есть покупка лицензии у известных операторов рынка».

Пубертатный период

Найти средства на развитие действующего успешного проекта несколько легче, чем на запуск с нуля. Но все равно гораздо сложнее, чем на западе. Основная причина проблем — специфика ресторанного бизнеса как такового и неготовность большинства финансовых институтов к кредитованию реального бизнеса в принципе. Несмотря на то что, по статистике, ресторанный бизнес является одним из самых быстро окупаемых (в пять раз быстрее, чем супермаркет), а оборот российского ресторанного рынка оценивается в сумму, превышающую $1 млрд.

Самый распространенный способ привлечения инвестиций — банковский кредит. Однако получить его под ресторан не так просто. «Ресторанный бизнес относится к высоко рискованным, — говорит Константин Овчаренко. — Его успешность зависит от многих не поддающихся расчетам факторов  —  имиджа заведения, репутации управляющего, известности шеф-повара. Банки осторожно подходят к кредитованию таких проектов во всем мире, поскольку им нужно обеспечение кредитов и им сложно даже в методологическом плане оценивать нематериальные активы».

В одном крупном банке, активно кредитующем предприятия реального сектора, отказ от работы с ресторанами объясняют следующим: «Прежде чем давать кредит, мы внимательно изучаем перспективы проекта. У нас есть команда профессиональных оценщиков, которые при необходимости могут выступить как консультанты и помочь заемщику развить бизнес, чтобы отдать нам долг. Рестораны же рациональному просчету не поддаются, и мы не можем тратить на это время своих профессионалов».

Банков, готовых кредитовать рестораны, не так уж много. «Основная сложность кредитования ресторанного бизнеса — трудно найти обеспечение кредита. Помещения, как правило, в аренде, оборудование быстро устаревает, — говорит Елена Ковырзина, заместитель Управляющего московским филиалом КМБ-Банка. — Поэтому мы всегда смотрим, прибыльный ли у заемщика бизнес, сможет ли он погашать кредит, какой у него опыт в ресторанном бизнесе, насколько владелец участвует в управлении, какую часть прибыли реинвестирует, какую позицию занимает этот ресторан на рынке. Для нас очень важна положительная кредитная история заемщика и его сотрудничество с банком не только в области кредитования, но и, например,  расчетно-кассового обслуживания. Раскрученность марки мы оцениваем как положительный фактор, но не рассматриваем ее в качестве обеспечения кредита». По словам Ковырзиной, в качестве обеспечения кредита может выступать не только оборудование ресторана, но и  имущество заемщика- в том числе и личное — например, автотранспорт, недвижимость.

В КМБ-Банке заемщиков-рестораторов обслуживают на тех же условиях, что и представителей других отраслей. Максимальный кредит — $300 тысяч. Существует программа достаточно долгосрочных — пятилетних — кредитов. Ставки по кредитам для рестораторов тоже стандартны и зависят от суммы сроков. В среднем это 13% годовых в валюте, а для пятилетних кредитов — 9,38%.

«По нашей статистике в основном за кредитами обращаются предприниматели, для которых оказание услуг по предоставлению питания — лишь часть бизнеса. Например, они хотят создать кафе на своей автомойке, — говорит Ковырзина. — Заемщиков-рестораторов мало, но и такие примеры есть — сеть фаст-фудов, организация быстрого питания для работников предприятий. Чаще всего деньги нужны им на расширение бизнеса, открытие новых точек». Стоит учесть, что КМБ-Банк не кредитует стартовые проекты. Как отмечает Ковырзина, банк кредитует действующий бизнес, поскольку у стартового проекта риск невозврата кредита очень высок.

Елена Ковырзина считает, что проблема кредитования ресторанов заключается не в самом бизнесе, а в том, что российские банки мало кредитуют реальный сектор. О том же самом в образной форме высказался на международной конференции Института Адама Смита Ростислав Ордовский-Танаевский, президент «Росинтера»: «Российской банковской системе нет и 18 лет. Ее можно сравнить с подростком, который еще не в состоянии ухаживать за красивой и взрослой девушкой — такой, например, как наша корпорация». Кредитный портфель всех российских банков составляет ничтожно малый процент от ВВП страны. Даже по сравнению с другими странами Восточной Европы.

По мнению Константина Овчаренко, рестораны могут привлекать средства венчурных фондов, которые готовы вкладывать небольшие суммы в рисковые сферы бизнеса (правда, в России венчурный рынок находится в зачаточном состоянии и примеры венчурных инвестиций пока единичны). «Более же перспективно создание ресторанной сети, которая является более понятным активом для банков», — говорит Овчаренко.

Надо расти

Перед крупной компанией открываются новые возможности. «По мере того, как растет компания, построенная на кредитные средства, по мере того, как она показывает свою жизнеспособность, появляются и инвесторы, желающие приобрести пакет ее акций, — отмечает Владимир Мехришвили, вице-президент корпорации «Ростик Групп». — Когда компания достигает определенной величины, она может выходить на финансовый рынок, продавая свои ценные бумаги или облигации».

Для доступа к этому источнику инвестиций у рестораторов есть только один путь — расти. Либо создавая холдинги (например, как «Ромашка-Менеджмент»), либо увеличивая размах сети (как любой фаст-фуд).

Сегодня банки, заинтересованные в развитии своего бизнеса, охотно помогают предприятиям растущего потребительского сектора в подготовке выпуска облигаций. Организатором и адеррайтером облигационного займа «Росинтера» (первый состоялся 6 декабря 2002 года) выступил «Альфа-банк», со-адеррайтером ИБГ «Никойл», депозитарием — Национальный депозитарный центр. Участие в проекте столь серьезных финансовых институтов может стать залогом успешного подобного пути для других рестораторов.

Облигации имеют для ресторана те же минусы, что и кредиты — это заемные ресурсы и не всегда дешевые. Как отмечает Мехришвили, чтобы рынок покупал облигации, они должны иметь определенную доходность, с которой компания вынуждена справляться. Особенно дороги первые выпуски (как правило, процент доходности по следующим займам ниже — покупатель меньше рискует). Сложности с размещением первого облигационного займа хорошо иллюстрирует пример «Тинькоффа». Компании пришлось проводить два аукциона — в результате первого, 30 апреля, был выкуплен только 71% выпуска.

Как и «Росинтеру», облигации нужны Тинькову для привлечения средств на развитие бизнеса. «Росинтер» планирует увеличивать количество ресторанов на 35-40% в год. «Тинькофф» рассчитывает за три года увеличить оборот с $9 млн. до $125 млн. На сегодняшний день только облигации позволяют ресторанам привлечь длинные средства инвесторов из небанковского сектора. Например, облигации «Росинтера» заинтересовали других участников ММВБ из разных отраслей.

Для ресторанов выпуск облигаций — не только мера по привлечению необходимых средств  на развитие, но и необходимый шаг на пути к дальнейшей продаже акций — «Росинтер» рассчитывает в ближайшие два года разместить свои акции на Нью-Йоркской бирже, Тиньков — продавать акции компании сторонним инвесторам. Для любого из этих действий необходим определенный уровень публичности компании и положительная кредитная история — своевременное погашение займов.

Прелесть публичности

Публичное размещение — удел мечтаний многих сетевых рестораторов. Выход на IPO сулит ликвидность капитала — в любой момент можно продать очередной пакет акций для нужд бизнеса. Как правило, привлечение средств через биржу позволяет компании в несколько раз ускорить свое развитие (показателен пример компании «Вимм-Билль-Данн», разместившейся в Нью-Йорке в феврале 2002 года: за год после размещения компания увеличила количество заводов с 14 до 23).

Немногим компаниям суждено полностью пройти путь до биржи. Кроме кредитной истории для этого необходим высокий уровень прозрачности бизнеса, ведение бухгалтерской отчетности по западным стандартам, аудиторская проверка одной из пяти ведущих компаний. «Компания должна достичь определенных высот, чтобы позволить себе выход на рынок с акциями. Это другая философия бизнеса. Ведь то, что может позволить себе семейная компания (завуалированная структура, неясные договоры), при выходе на IPO недопустимо», — отмечает Владимир Мехришвили. Нужен и определенный уровень капитализации, способный заинтересовать покупателей. Для компаний ресторанного рынка одним из условий является оборот как минимум в $100 млн. (в 2002 году у «Росинтера» — одного из крупнейших операторов российского рынка — было $86 млн).

Утешением для рестораторов, у которых пока есть лишь несколько точек, может служить история великих брэндов. История McDonalds, не просто компании, а символа американского образа жизни, началась не так давно — в 1955 открылся первый ресторан будущей империи. Через десять лет компания стала публичной, выйдя на Уолл-стрит. После этого до 1974 года компания открывала в среднем 700 новых точек в год. Рекордным стал 1996-й — 2585 ресторанов. Сейчас компания переживает не лучшие времена — в декабре прошлого года отправлен в отставку глава корпорации Джек Гринберг, прибыль падает. Однако до конца года планируется открыть еще 600 закусочных по всему миру, и близкий крах McDonalds явно не грозит (рыночная капитализация компании $27,6 млрд). А первая закусочная Starbucks появилась сравнительно недавно — в 1971 году. С тех пор, как акции компании начали торговаться на бирже, количество точек стало расти в геометрической прогрессии. Сегодня в сети 4600 кафе в 20 странах мира. Капитализация компании в 2001 году составляла $7,2 млрд.

Вполне возможно, что лет через двадцать подобные показатели станут реальными и для кого-то из российских рестораторов. Пока же у них нет иного пути для роста, кроме роста.

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с