НОСТРО Left ornament Right ornament
Приключения иностранцев в России

55645В Москве развивается больше десяти ресторанных концепций из разных стран. В том числе и всемирно известные — McDonalds, Subway, Baskin Robbins, Pizza Hut. Однако развитие иностранных сетей в России не всегда идет так, как за океаном или в Европе. Причин тому несколько.

Кто снял первые сливки

Самым первым иностранным игроком на российском ресторанном рынке стал McDonalds. В далеком 1988 году представители канадского филиала корпорации начали переговоры с московским властями об открытии первого фаст-фуда. Тогда это было возможно лишь в форме СП «Москва-Макдональдс» (контрольный пакет принадлежал «Мосресторансервису», сейчас у компании McDonalds 80% акций). Совместный бизнес стартовал в 1990 году с открытия первого ресторана на Пушкинской площади. В то время перед американским рестораном выстраивались гигантские очереди — гамбургеры и система быстрого обслуживания были в диковинку. Сегодня в российской сети 93 ресторана в 27 городах. В следующем году McDonalds планирует открыть еще 20 заведений. Совсем недавно канадцы опробовали на московском рынке концепцию Mccafe. Примечательно, что наиболее успешная в России западная сеть до сих развивается собственными силами, не продавая франшизу — во всем мире гигант общественного питания растет именно за счет франчайзинга. Несмотря на проблемы корпорации на глобальном уровне (впервые в истории в этом году речь зашла об убытках), у российского бизнеса McDonalds удачные перспективы — страна большая и есть много городов, которые можно осваивать.

В начале 90-х стала развиваться в России и концепция кафе-мороженого Baskin Robbins. В мае 1995 года в Москве открылась фабрика по производству фирменного мороженого, одна из самых больших в Европе. Тогда расчет делался на 1000 кафе. Кризис подпортил радужную перспективу развития. Мощности фабрики до сих пор не загружены полностью. Сейчас в стране действуют порядка 120 кафе с мороженым, концепция развивается с помощью франчайзинга.

В снятии сливок с пустого рынка приняла участие и Sbarro. Первая пиццерия этой концепции открылась в 1997 году. Затем последовал долгий период затяжных споров по поводу правообладания (две фирмы одновременно считали себя вправе использовать соответствующий брэнд). Сейчас конфликт улажен и в развитии концепции наметился этап бурного роста. Сегодня в России действует 25 пиццерий.

Первым иностранным брэндам досталась вся любовь неизбалованного советским общепитом россиянина. «Пять лет назад, когда первый ресторан Sbarro появилcя в Москве, рынок был практически пустым. Мы могли смело экспериментировать, — отмечает Георгий Мордехашвили, начальник отдела маркетинга компании «Бразерс и Ко». — Мы даже имели право на ошибки, так как конкуренция не была столь жесткой. Теперь новичкам приходится принимать более энергичные меры, а то и вовсе уходить с рынка, так и не достигнув желаемых результатов».

О пользе хороших связей

Одной из причин неудачного развития иностранных концепций, успешных в других странах, является неправильный выбор партнера и специфика российских бизнес-отношений. В частности, в 1998 году на два года ушла с рынка всемирно популярная марка Pizza Hut, в рекламном ролике которой снимался Михаил Горбачев. Марка вышла на рынок почти одновременно с McDonalds (традиционным партнером которого во всех странах является Coca-Cola). Марка Pizza Hut в то время принадлежала корпорации PepsiCo. Она появилась на Тверской и на Кутузовском на тех же условиях, что и McDonalds на Пушкинской (через создание СП, в котором 51% принадлежал «Мосресторансервису»). В Санкт-Петербурге развитием марок Pizza Hut и KFC занималась и занимается компания «Пицца-Норд», учредителем которой является фирма из Нью-Джерси, купившая соответствующую лицензию у владельца (с 1998 года общепитовский бизнес PepsiCo принадлежит Tricon Global Restaurants). Бизнес в северной столице не прерывался с 1995 года, там функционирует 6 ресторанов, поэтому есть все основания считать, что в Москве причиной ухода с рынка стал не дефолт. Владельца марки Pizza Hut еще до кризиса начали тяготить отношения с партнером в лице «Мосресторансервиса». McDonalds в этом смысле было проще — его директор Хамзат Хасбулатов несколько лет проработал в структуре треста и отлично знал всю систему.

Второе пришествие Pizza Hut в Москву состоялось в 2000 году. Франшизой на марки Pizza Hut и KFC теперь владеет Acma Technologies, имеющая опыт развития иностранных концепций в условиях российской действительности — ей принадлежит и право на марку Delifrances (принадлежали и марки Fish&Chips, Hagen Dass, помещения которых теперь заняты Pizza Hut). В планах компании на следующий год открытие еще двух заведений Pizza Hut, одного Delifrances и одного KFC.

Большинство держателей ресторанных брэндов до недавнего времени предпочитали развиваться в России с помощью местного партнера. «С одной стороны, они заинтересованы в том, чтобы их сеть росла. Россия — страна с молодым ресторанным бизнесом, это поле непаханное, — отмечает Валерия Силина, директор по коммуникациям «Ростик Груп», открывшей уже 10 американских ресторанов TGFridays и ставшей в этом году франчайзи японской марки Benihana. — С другой стороны, они не могут хорошо ориентироваться на этом рынке, так как точных оценок и анализа практически не существует. Поэтому иностранному держателю брэнда выгодно сотрудничать с российским партнером. Но таковой должен непременно превосходно разбираться в бизнесе, иметь необходимые ресурсы для его развития, знать и предугадывать тенденции рынка. Иностранные держатели брэнда более всего боятся нанести урон имиджу своей торговой марки неумелым управлением и неверным позиционированием брэнда на рынке». Зачастую неудачи развития известных марок связаны именно с выбором непрофессионального партнера (так разорилась в Питере вполне успешная финская марка «Кэрролс»).

Иногда партнер бывает и недобросовестным. Показательна в этом отношении история прихода Subway, который в мире уже обогнал McDonalds по количеству точек, а в России сейчас представлен лишь 7 ресторанами. Владеющая правом на развитие марки в России компания East-West Invest, вышла на питерский рынок в 1994 году, выбрав в качестве партнера ТОО «Минутка». Закусочная Subway открылась на Невском проспекте, но в ее ассортименте быстро появились несвойственные марке продукты российских поставщиков (так «Минутка» решала проблему повышения доходности). В 1995 году отношения франчайзора и франчайзи окончательно расстроились и «Минутка» выжила американцев из помещения. Дело о взыскании с ее владельцев $1,2 млн, инвестированных американской стороной, слушались и в Стокгольмском суде, и в горсуде Петербурга, и в Верховном суде РФ. В 1998 году концепцию попытались развивать в Москве. Первая закусочная с помпой открылась на АЗС «Горизонт». Московский офис компании планировал за год продать 10 франшиз, но не вышло. На этот раз одной из причин медленного развития марки стала недостаточная заинтересованность в рынке материнской компании. Франшиза стоит дешевле, чем франшизы конкурентов, но центральный офис не оказывает серьезной поддержки франчайзи. Должна измениться структура франчайзинга. Брэнды, которые идут в Россию, не всегда уделяют должному внимание тренингу персонала, поэтому часто успешные на западе концепции оказываются достаточно средними, — говорит Наталия Орешина, глава отдела торговых площадей консалтинговой компании Stiles&Riabokobylko. — Успешных примеров развития по системе без жесткого контроля и максимального содействия со стороны западной компании нет».

Развитие ресторанного бизнеса по франшизе требует в 4-5 раз меньше затрат, чем самостоятельная раскрутка собственного заведения. Однако выбирая марку, стоит обратить внимание на ее известность в мире (немецкую марку Grillmaster, которая развивается в России, большинство немцев, например, не знает, что не умаляет достоинств конька заведения — жареных свиных ножек, но может сильно сказаться на эффективности бизнеса франчайзи) и на желание держателя марки развивать бизнес в России, всячески поддерживая своего партнера.

А они как ломанулись

В последнее время недостатка в желающих идти на российский рынок нет. Причина тому рост доходов населения. Согласно Госкомстату, доход типичного представителя среднего класса в 2002 году вырос на 23% по сравнению с 2001 годом и составил $360 на человека в месяц. Из этих денег 14,5% тратится на услуги. По словам Владимира Малышкова, министра потребительского рынка правительства Москвы, в городе уже действуют 6700 стационарных заведений общепита.

Основная трудность для компаний, решивших развивать свой бизнес сейчас — нехватка подходящих помещений в Москве. Рестораторам интересны помещения в центре города, а там средняя стоимость квадратного метра составляет порядка $4000 в год. Впрочем, привлекательны для ресторанных марок и фудкорты в торговых центрах. Если в конце 2001 года в Москве было 38 ТЦ, то на сегодняшний день их число достигло 54. При этом уровень ТЦ значительно вырос. Для многих новых марок толчком для выхода на рынок послужило строительство «Меги» — девелоперскому опыту IKEA рестораторы доверяют. «Мы приняли принципиальное решение о выходе на российский рынок независимо от появления «Меги», — говорит Никос Антониадис, гендиректор компании Lious, владеющей правом на марку Hippopotamus в Москве. — Однако не появись она сейчас, мы могли бы выйти гораздо позже». Именно в торговых центрах все чаще открываются новые заведения уже существующих в Москве концепций. В открывшемся за неделю до нового года ТЦ «Рамстор Сити», например, на фудкорте будут представлены и Sbarro, и Pizza Hut, и KFC.

Однако несмотря на растущую платежеспособность населения и количество ТЦ в обеих столицах, вышедшим на рынок ресторанным сетям придется труднее, чем первым. Во-первых, за счет растущей конкуренции. На российском рынке им придется конкурировать не только c западными брэндами, но и с российскими рестораторами. Оборот «Ростик Груп», например, в этом году достиг $100 млн, у компании 100 ресторанов. Во-вторых, за счет необходимости нарабатывать собственную базу поставщиков (у McDonalds 75% продукции в ресторанах — местные поставки, когда-то же компании приходилось ввозить в страну семена хорошей картошки). В-третьих, за счет отсутствия связей с городской администрацией и проверяющими инстанциями.

В то же время, на руку «новичкам» играет тяга москвичей пробовать нечто новое, развитие туризма, способствующее узнаванию мировых брэндов, и желание владельцев торговых центров разнообразить круг арендаторов.

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с