НОСТРО Left ornament Right ornament
Японская диффузия или вдоль по Питерской

Дмитрий Голубцов.

135423531После 10-ти лет обособленной жизни московские и петербургские рестораторы, наконец-то перестали напоминать удельных князей. В конце прошлого-начале этого года началось активное взаимопроникновение ресторанных культур.

Впрочем, жарких сражений за новые рынки пока не наблюдается. Обе стороны придерживаются тактики «маленьких шагов». Самый первый «шаг» был сделан уже достаточно давно: в 1997 и 1999 годах «Росинтер» открыл на Невском две Patio Pizza. Но затем последовал 3-летний пост-кризисный тайм-аут, закончившийся тем, что петербуржцы успешно клонировали в Москве «Тинькофф» и «Идеальную чашку». Столица в ответ нанесла японский удар: с недавних пор на территории Петербурга функционируют «Планета суши» и «Якитория». И, скорее всего, это только начало. Ходят активные разговоры, что уже в августе Аркадий Новиков планирует открыть в Петербурге первые «Елки-Палки».

Менеджеры компании ЮНТД недавно отрыто заявили о планах открытия в северной столице 4-х заведений под маркой Pizza Sbarro на 300 посадочных мест каждое (при этом инвестиции в один ресторан должны составить порядка $800.000). Планы «Проекта О.Г.И.» еще грандиознее. Совладелец проекта Дмитрий Борисов сообщил в печати, что в течение 2,5 лет надеется на открытие 15 кафе «Пироги» — заведений, требующих вложений до $500тыс. Правда, президент «Проекта О.Г.И.» Дмитрий Ицкович сейчас высказывается менее определенно: «Могу сказать -да, мы ведем определенную работу в Петербурге. Считаем, что у местного рынка есть хороший потенциал. Но я не хотел бы делать конкретных заявлений, пока у нас не будет окончательных договоренностей и мы не выйдем на конкретный «старт-ап».

Гарсон №2

Собирающиеся делать бизнес в Петербурге, москвичи имеют, как правило, два устойчивых заблуждения. С одной стороны, Петербург изначально воспринимается как чистый лист, с другой, предприниматели уверены, что в северной столице все значительно дешевле. Дешевле то оно конечно дешевле, но в основном в таких заповедных местах, где открывать заведение столь же перспективно, как организовывать поставки свинины в кошерный ресторан.

«Мы приехали в Петербург в конце апреля прошлого года. Высадились как десант. И место под строительство нашли только в августе, то есть только на поиски помещения ушло 4 месяца напряженной работы. Нам предлагали несколько помещений на Невском, но цены были очень завышены. По своему опыту, могу сказать, что арендные ставки в Петербурге не меньше чем в Москве»,- уверен генеральный директор петербургского ресторана «Якитория» Константин Акимов.

«Работать сложнее, чем в Москве. Здесь сильнее конкуренция за гостя. Если в Москве, когда ты предлагаешь качественный сервис и хорошую кухню можно быть уверенным, что ресторан будет полон, то здесь все не так. Людей, которые могут позволить себе сходить в дорогой ресторан здесь намного меньше, в то время как хороших ресторанов — совсем не мало»,- говорит директор петербургского ресторана «Планета суши» Руслан Галиуллин.

Так или иначе, еще в 2000 году местный ресторанный рынок, по данным Colliers International, оценивался в 4млрд. рублей. В прошедшем же году дела у рестораторов шли еще более бойко. По разным оценкам, рост оборотов составил от 10% до 20%.

Болота Невы

Москвичи готовы работать в Петербурге, но пока только на Невском проспекте. Все московские проекты до настоящего времени реализуются либо на главной улице города, либо в ближайших ее окрестностях.

«В Петербурге очень важно месторасположение ресторана. Этот фактор значит здесь для судьбы ресторана гораздо больше, чем в Москве. Столичные «планеты Суши» находятся в принципе в центре, но это не Тверская. Самый прибыльный ресторан расположен на улице Удальцова — в общем-то это спальный район, просто здесь живут довольно обеспеченные люди. В Питере же ресторан должен быть только на Невском»,- говорит Руслан Галиуллин.

«На самом Невском мы отрываться не хотели, — вроде бы оппонирует Константин Акимов, но тут же добавляет — Хотели это сделать на ближайших улицах, выходящих к Невскому. Просто нам было необходимо, чтобы люди в любое время дня и ночи могли припарковаться, а на Невском это сделать практически невозможно».

С центром оба ресторатора связывают и планы на будущее. «»Росинтер» открыл Patio Pizza в разных частях Невского. Думаю, что мы будем развиваться по тому же сценарию. Все зависит от скорости нахождения места»,- заметил Руслан Галиуллин.

«Хотя старый город невелик, но он не настолько мал, чтобы хватило одной «Якитории»,- считает Константин Акимов.

Столь огромная и всепоглощающая страсть к Невскому проспекту естественно сказывается на аппетитах арендодателей. Владельцы запрашивают за 200-300-метровые помещения на Невском проспекте $12-20 тысяч в месяц и более.

Полукровка

Две сети японских ресторанов проникли в Петербург разными путями. «Планету Суши» открыл непосредственно владелец московской сети — компания «Росинтер», в то время как холдинг Vesta Centre International, которому принадлежит уже полдюжины «Якиторий», продал франшизу на первый ресторан в Петербурге фирме «Солнце», которая, правда, тоже имеет столичные корни.

Всем остальным рестораны также обязаны Москве. К примеру, в «Якитории» в Москве обучались менеджеры, кассиры, повара и сусисты, оттуда были доставлена униформа для персонала, а также дизайнер Семен Агроскин (он проектировал все московские рестораны в сети) и т.д. Продукты в Петербург опять-таки везут из Москвы.

«Морепродукты в Россию в основном поставляются именно в Москву. Поэтому есть возможность покупать их по интересным для нас ценам. В Петербурге вся японская экзотика тоже есть, но, приобретая ее здесь, я бы не смог держать цены, соответствующие ценам московских ресторанов «Якитория»,- считает Константин Акимов.

В дополнение ко всему, столица поставляет петербургским японцам и посетителей. В местных ресторанах с удовольствием рассказывают, что московские любители суси и сасими, приезжая в Петербург, частенько предпочитают «заморить червячка» в заведениях со знакомой вывеской.

Пока несут сакэ

Рестораторы с осторожностью оценивают первые итоги работы на новом рынке. «Пока сложно сравнивать посещаемость московских и петербургского ресторанов. Мы открылись недавно и, естественно, работает фактор новизны. За день у нас бывает до 200 человек. Для заведения на 50 мест это хороший показатель. Но в Москве пока выше средний чек: посетители там оставляют примерно на треть больше денег. Скажем так, если в Москве гость платит в среднем $30, то у нас $20. Сумма меньше не за счет того, что люди заказывают более дешевые блюда. Просто берут меньше по количеству»,- рассказывает Ринат Галиуллин, — Мы берем свое за счет проходимости. В Москве этот показатель на 10-15% ниже, чем в у нас. Сложность состоит в том, что работать быстрее нельзя — все должно соответствовать восточному церемониалу. В результате, когда мы только открылись посетители стояли в очереди. Люди даже оставляли нам мобильные телефоны, и потом когда освобождались места, мы им звонили».

«Что такое «Якитория»? Это много народа шум, гам, люди сидят плечом к плечу и общаются. У нас пока такое бывает только по вечерам, в то время как в Москве уже во время ланча — полный зал. Хотелось бы поднять посещаемость раза в 3. Но мы работаем меньше месяца и первые выводы можно будет делать к концу лета — началу сентября, когда люди вернуться из отпуска и восстановится деловая жизнь»,- считает Константин Акимов.

Сны о чем-то большем

В том, что москвичи насаждают в Петербурге именно япономанию, а не что-либо другое, нет ничего удивительного. На волне кулинарной моды проще укрепиться на втором по объему гастрономическом рынке страны. Другое дело, что, возможно, столичные рестораторы, даже несколько припозднились.

«Мы открылись не для того, чтобы застолбить место на рынке. В общем-то, я считаю, что открываться надо было даже немножко раньше. Еще год назад рынок был менее развит — рестораны японской кухни можно было пересчитать по пальцам и все они за исключением «Сакуры» были расположены далековато от Невского. Раньше бы начали — больше бы заработали», — предполагает Ринат Галиуллин.

Впрочем, перспективы у «японцев» все равно весьма радужные. «В Петербурге еще есть люди, которые не пробовали японскую кухню. В Москве таких уже не осталось. Я имею в виду тех, кто может себе позволить зайти в заведение нашего уровня»,- говорит директор «Планеты Суши».

Комментарии закрыты.

Рубрики
Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с