НОСТРО Left ornament Right ornament
Ресторан по блату

Татьяна Соколова.

623655Подзабытое уже словечко «блат» вдруг всплыло, когда мы задавали профессиональным риэлторам вопрос об аренде или покупке помещений для кафе и ресторанов. «Что вы, такие площади на рынке — огромная редкость. Если вдруг мы получаем предложение о сдаче или продаже помещения под торговые или общепитовские точки, то берем кипу заявок от желающих и начинаем их обзванивать. Без сомнений, площадь уйдет в тот же день», — рассказали нам в одном из крупнейших агентств недвижимости, занимающихся нежилыми помещениями, — «То ли дело лет пять назад. Тогда мы клиенту, желающему арендовать или приобрести помещение под ресторан, могли сразу показать пять помещений.»

Специалисты по недвижимости отмечают несколько особенностей рынка подобных помещений в Москве. Во-первых, 99% площадей находятся в частных руках. Департамент государственного и муниципального имущества сдает под предприятия общепита лишь 1% от всех имеющихся в его распоряжении площадей. Почему так мало, особенно если сравнивать, например, с Санкт-Петербургом? Объяснение простое — все помещения и здания, будучи получены в аренду, по московскому законодательству могут быть выкуплены по льготной цене. Чем многие рестораторы и поспешили воспользоваться, особенно когда становилось понятно, что заведение на этом месте удалось и приносит прибыль. Выкуп осуществляется несмотря даже на то, что арендовать у города площади довольно выгодно — арендная плата, вычисляемая согласно ставкам БТИ, начинается от 1000 рублей за кв.м. в год. Минимальные коммерческие цены — от 200$ за кв.м. в год (это окраины, мало посещаемый район, полуподвальное или подвальное помещение с минимальным ремонтом или без оного), от 1000$ — в центре города. Но и по таким ценам (и даже в 2 раза выше) недвижимости под новый ресторан в Москве днем с огнем не сыскать.

Мест нет

Сейчас ситуация такова — все (все!) имеющиеся площади соответствующего профиля заняты. Налицо торжество социалистической справедливости под названием «дефицит», которому лет пятнадцать назад удивлялись иностранцы — в магазинах нет ни мыла, ни сахара, но у каждого дома лежат стратегические запасы и того, и другого. Сейчас так обстоит дело с площадями под предприятия общественного питания: на рынке недвижимости их нет, что не мешает каждый месяц открываться доброму десятку новых «питательных» заведений.

Справка от Правительства Москвы: В 2001 году состояние потребительского рынка столицы продолжало оставаться стабильным, с высоким уровнем товарной насыщенности. Ежедневно жителям и гостям столицы оказывалось услуг общественного питания — на 65,5 млн. рублей. (в год это 771 млн. долларов США — прим ред.) По данным Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы, в столице сегодня работает порядка 9 тысяч предприятий общественного питания более чем на 500 тысяч посадочных мест. Всего на потребительском рынке города функционирует 27 тысяч стационарных предприятий торговли и общественного питания, то есть объем стационарных заведений общепита составляет около 1/3 всех точек.

При этом общий объем розничного товарооборота составил 106,3 тыс. рублей на душу населения. (или 3,4 тыс. долларов США — прим. ред.) В 2001 году введено в строй 1576 предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, реконструировано 750 предприятий. По сравнению с 2000-м годом наблюдается рост на 2,7% новых предприятий и уменьшение на 17% реконструируемых. Активно развиваются сетевые структуры и в общественном питании — «Елки-палки», «Макдоналдс», проекты компании «Росинтер» и т.д.

Из 9 тысяч точек общепита 5717 — общедоступные предприятия питания, в том числе более 2 тысяч ресторанов; так же в столице работает 130 ночных ресторанов, 40-круглосуточных, 45 — пивных ресторанов, более 500 предприятий быстрого питания и около 2000 кафе и баров.

Место под солнцем

На каждую тысячу жителей Москвы сейчас приходится 66 посадочных мест в ресторанах, кафе, барах и др. По нормам, которые, впрочем, формировались еще в советские времена, это много, даже очень много — в три раза больше, чем нужно. Если же смотреть на зарубежную практику, то ресторанов у нас маловато, и надо бы еще столько же, если не больше. В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что в Москве ресторанный бизнес сейчас переживает значительный подъем, а посему площади если и освобождаются, то в связи с решением владельца отдохнуть или переехать за границу. Таких случаев, конечно, мало. В этих случаях обычно помещение сдается в субаренду, и хозяин просит предоплату как минимум за полгода.

Желающим открыть новый ресторан приходится сильно изощряться в своих поисках места под солнцем. Способы могут быть разные: кто-то подбирает и перепрофилирует другие помещения (обычно нежилые, про жилой фонд — отдельный разговор), кто-то предпочитает строить и пристраивать, кто-то делает ставку на аренду в торговых центрах (весьма дорогостоящее удовольствие, заметим).

Торговля накормит всех

Из курса общей экономики известно — дефицит чего-либо в рыночных условиях чаще всего приводит к резкому росту желающих этот дефицит «закрыть».

Активнее всего поставляют «ресторанную недвижимость» на рынок новые торговые центры. Москва сейчас переживает взрыв подобного строительства, а планы еще грандиознее. Отметим лишь, что мегасторы, супермаркеты и торговые центры популярны во всем мире, причем именно у потребителей, в бюджете которых на питание вне дома выделяются значительные суммы.

Справка: В 2001 году открылся «Рамстор» на Каширском шоссе (30 тыс. кв. м, из них площадь гипермаркета — 10 тыс.); два торговых центра «МЕТРО Cash & Carry»; «Глобал Сити» (15,8 тыс. кв. м, торговая — 9 тыс. кв. м.; первая очередь ТДЦ «Останкино»; центр «Гвоздь» (17 тыс. кв. м.) и т.д. На площадях промышленных предприятий тоже создаются торговые центры — такие как ОРТЦ «Москва» площадью 180 тыс. кв. м.

«ИКЕА» собрала пул инвесторов, среди которых и международная сеть быстрого питания Sbarro и др. для строительства «Мегастора», где будет 153 тыс. кв.м. торговых площадей. Тут разместятся 250 магазинов различного профиля, и заведения общепита на 3 тысячи посадочных мест. Свои планы прихода в Россию строят многие зарубежные торговые сети — вроде голландской Spar или французкой Auchan.

Новым инвесторам придется строить свои здания, в которых обязательно поселятся рестораны, бары и кафетерии -неизбежные спутники шоппинга во всех странах. Для рестораторов размещение в подобном месте — весьма лакомый кусочек, пока, к сожалению, не всем доступный, потому что цены на аренду в торговых центрах для заведений общепита выше в1,5-2 раза, чем для предприятий торговли. При средней цене в 1,5-2 тысячи долларов за кв.м. такое удовольствие могут себе позволить, в первую очередь, сетевые рестораны.

Но с ростом подобных предложений и насыщением рынка цены на аренду площадей придут к более адекватному уровню, что сделает их доступными для рестораторов средней руки.

Плясать от печки!

Но это будущее, а пока же предприниматели, которым удалось раздобыть помещение, «пляшут от печки» — от местоположения, количества и качества квадратных метров. Обычно в заявках, поступающих в агентства недвижимости, площадь чаще всего указывается расплывчато: от 100 до 600 метров, расположение — «желательно Центральный округ, но можно и 2-3 станции метро от кольца.» Другие рестораторы, наоборот, идут в московские спальные районы и открывают там недорогие заведения, используя либо подвальные, полуподвальные помещения, либо нежилые помещения на первых этажах жилых домов. По московским законам в таком случае бизнесмены должны получить согласие жильцов на открытие заведения. Жильцы, понятное дело, чаще всего против и их согласие может обойтись в круглую сумму. Перевод квартиры из жилого в нежилой фонд официальным путем обходится чаще всего в сумму, сопоставимую со стоимостью самой недвижимости. Фактически это исключает жилые помещения из предложений недвижимости для открытия нового кафе или бара.

Есть и еще один минус в открытии заведения на окраинах столицы, который связан с менталитетом наших сограждан — большинство москвичей все же не рассматривают питание в кафе и ресторанах именно как еду, считая его скорее развлечением. А развлекаться, в том числе и за столом с едой, предпочитают в центре города, где и заведения престижнее, и выбор шире. В спальных районах пока большей популярностью пользуются интернет-кафе или недорогие семейные заведения, где можно отдохнуть с детьми. Интернет-кафе, кстати, сейчас считаются наиболее перспективным с точки зрения недвижимости видом заведений, потому что они могут разместиться на меньшей площади, чем традиционные кафе. С точки зрения общепита это скорее кофейни, чем кафе: в меню лишь кофе, чай и бутерброды.

Отметим, что последние несколько лет многие рестораторы недостаток площадей компенсируют открытием летних веранд — в заведения общепита превращаются садики, парки и даже тротуары. Желающих посетить такие заведения довольно много, что еще раз подтверждает дефицит ресторанных площадей в Москве.

P.S. В качестве анекдота, но совершенно реального, жизненного: в российское агентство недвижимости поступила заявка от зарубежного арендатора: «Арендуем/купим помещение для ресторана как можно ближе к Красной площади». Пока предложений не поступало.

Комментарии закрыты.

Рубрики

Https://mosinvestfinans.ru

Кредит в день обращения в https://mosinvestfinans.ru, одобрение за 30 минут!

Немного о нас
Популярные записи
РЕСТОРАН

ВРЕМЯ РАБОТЫ

  • Понедельник: 11:00 - 23:30
  • Вторник: 11:00 - 23:30
  • Среда: 11:00 - 23:30
  • Четверг: 11:00 - 23:30
  • Пятница: 11:00 - 04:00
  • Суббота: 11:00 - 04:00
  • Воскресенье: 11:00 - 00:00
КАК

НАС НАЙТИ

  • Брянск

    18-ый км дороги Брянск-Москва (А 141)

НОВЫЕ ЗАПИСИ

В НАШЕМ БЛОГЕ

Корпорация McDonald`s, владелец всемирной сети закусочных быстрого питания, планирует оснастить свои помещения пунктами беспроводной связи. Теперь в McDonald`s можно будет не только поесть, но выйти на просторы всемирной Сети с